Банки Китая и России так и не смогли наладить безбарьерный проход платежей из одной страны в другую. Поэтому участникам рынка предлагают полагаться на помощь платежных агентов (но они могут обмануть) — или на транспортные компании.
Участники рынка рассказали РЖД-Партнеру, что участие третьих лиц во внешнеэкономической деятельности, во-первых, увеличивает затраты покупателя, а во-вторых, не гарантирует доставку денег продавцу.
Халявщики и партнеры
Горизонт планирования сократился, так свое выступление на конференции «Транслогистика Санкт-Петербург 2024» начал Максим Кузнецов, председатель Русско-Азиатского Делового совета и основатель проекта «Поворот на Восток». С его слов, будущее – в тумане, а лучше с точки зрения расчетов на поставки товаров из Китая не будет.
«Будет только хуже. Но главная новость – насколько хуже. Мы этого не знаем. И когда? Этого тоже не знаем, но нужно быть готовым к дальнейшему ухудшению. Закупки чувствительно оборудования и расчеты за него только усложняются, и это тоже участники рынка ВЭД отмечают», – продолжил он.
Однако рынок Азии эксперт назвал динамично-развивающимся, нуждающимся как в экспортных поставках, так и готовым импортировать продукцию. Он подчеркнул, Китай готов и экспортировать из России, и импортировать, но с одним условием: партнеры из Поднебесной, как и партнеры из России, готовы работать только за деньги. А здесь не все так однозначно. Участникам сделки эксперт посоветовал тщательнее проверять контрагентов. С его слов, российские предприниматели привыкли работать с европейскими и американскими бизнесменами. Эксперт сделал паузу и, аккуратно подбирая слова, признался: Восток – дело тонкое.
Внешнеэкономические сделки пытаются заключить «разного рода мошенники и авантюристы. Схема у них простая: получить свои 30% от предоплаты и уйти в закат», – продолжил он.
Как они могут работать? Предложить товар и даже согласовать сделку, предъявив россиянам данные компании, но партнеры из России получат договор, в котором или изменили один иероглиф в названии, или, для упрощения переговоров, перевели название компании на латиницу.
Деньги лишились тишины
Торговля с Китаем скорее стагнирует, чем растет, добавил Кузнецов. И главной причиной стагнации эксперт назвал проблемы с расчетами. О сложностях при проведении расчетов участники рынка заявили в конце 2023 года, к маю 2024-го руку помощи участникам международного рынка протянули так называемые сельские банки Китая. Но сейчас и они не принимают платежи. Причиной называют не ужесточение санкций со стороны Европы и Америки, а «большой объем платежей из России» и ряд других внутренних операционных нюансов, говорят участники рынка.
Если верить бизнесменам, то часть банков Китая – Rural Commercial Bank, Heihe Rural Commercial Bank, а также «ВТБ Шанхай» – все-таки проводят платежи. Но воспользоваться их услугами может редкий бизнесмен. В частности, услугами «ВТБ Шанхай» могут пользоваться только владельцы счетов, а их открытие в текущих условиях может занимать от трех до шести месяцев. Кроме того, «ВТБ Шанхай» требует экспортную декларацию у отправителя средств, а ее можно получить только после того, как поставщик отгрузил товары в Россию. Итого партнер из Китая должен сперва отправить продукцию в Россию и только потом получить за нее оплату. На такие условия Китая не идет.
Екатерина Береснева, руководитель проектов по финансированию экспортно-импортных операций Центра по внешней торговле Минпромторга России, призналась, есть сложности и со стороны китайских банков.
Российская сторона получает от китайских банков огромное количество комплайн-запросов. Последний, в частности, содержал 12 пунктов. Китайский банк требовал раскрыть как полную цепочку поставок, так и бенефициарных владельцев компаний-плательщиков.
Со слов Е. Бересневой, этот запрос пришел для проведения платежа за покупку 120 тыс. метров бельевой веревки. Ее китайский банк определил как товар двойного назначения. Кузнецов подтверждает, работать с Китаем и в самом деле стало сложнее.
Ксения Хайруллина, директор по развитию логистических проектов «ТРАСКО», признается, логистические операторы в 2024 году превратились в экспертов и по передвижению денег.
«И то, что бизнесу приходится искать пути для продвижения денег, влияет на скорость и стоимость доставки. Зачастую, чтобы не нарушать таможенное и валютное законодательство, приходится заезжать в третью страну для перепродажи груза», – заключает она.